20:00, 01 сентября 2023
7 мин.

Простые правила, которые помогут ребёнку адаптироваться в детском саду. Советует педиатр

Сентябрь традиционно месяц начала посещения дошкольных учреждений у большинства детей. Для малышей, только начинающих ходить в детский садик, это ответственный и волнительный этап взросления, который требует привыкания. О том, каких правил нужно придерживаться для адаптации в детском саду и как могут помочь родители, «Секрету» рассказала Юлия Теплова — кандидат медицинских наук, врач-педиатр.

Простые правила, которые помогут ребёнку адаптироваться в детском саду. Советует педиатр

© Freepik

Адаптация к детскому саду — это процесс приспособления ребёнка к новым условиям окружающей среды. И это большой стресс.

Для того чтобы родители могли облегчить привыкание малыша к садику, они должны понимать, что происходит в период адаптации с ребёнком, почему меняется поведение малыша и как ему помочь.

Факторы, влияющие на адаптацию ребёнка в детском саду

Каждый родитель хочет, чтобы адаптация к детскому саду у его малыша прошла как можно легче. Для этого необходимо знать, какие факторы влияют на течение адаптации у ребёнка.

Возраст

Чем младше ребёнок, тем выше вероятность более длительной адаптации. В период с 9 до 18 месяцев адаптация к саду затруднена, поскольку выражена яркая привязанность к матери, развиваются навыки коммуникации, и физиологически дети не готовы к приучению к горшку и навыкам опрятности.

Наиболее благоприятным для детского сада считается возраст 3–4 года. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, общению, совместным играм, они способны к лёгкому овладению туалетными навыками и уходу за собой.

Состояние здоровья ребёнка

Дети, которые до посещения садика имели хронические заболевания, чаще подхватывают вирусы, отстают в развитии и приобретении навыков, могут иметь удлинённые сроки адаптации.

Уровень социализации ребёнка

Детский сад — это прежде всего коллектив и умение общаться. Дети, которые активно общаются на детских площадках и ходят в детские центры, быстрее адаптируются в детском саду, чем дети, имеющие в ежедневном общении только близких взрослых.

Психологическая обстановка в семье

Если ребёнку дома некомфортно и страшно, ждать от него быстрой адаптации бесполезно. Конфликты в семье, кризисные моменты (развод, переезд и т. п.) могут неблагоприятно отразиться на адаптации малыша к саду.

Развитие и навыки

Детям с запоздалым формированием возрастных навыков будет сложнее адаптироваться среди детей, которые свободно ими владеют.

В первую очередь это относится к речевому развитию и приучению к горшку.

Но! Абсолютно не значит, что детям, которые ещё не говорят или говорят мало, запрещён сад. Нет! Это значит, что группа должна соответствовать развитию ребёнка, а если есть необходимость развития речи или её коррекции — необходимо выбрать дошкольное учреждение с коррекционной спецификой.

Такая же аналогия с овладением горшка. Ребёнку, приученному к горшку, легче даётся адаптация, поскольку для него это не является новым.

Подготовка к адаптации в детском саду: необходимые мероприятия

После принятия решения о том, что ваш ребёнок идёт в детский сад, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. Лучше заняться этим за 4–6 месяцев до предполагаемого начала посещения дошкольного учреждения.

Для того чтобы учесть все нюансы здоровья и развития малыша, верно выбрать подходящий детский садик, надо начать с заблаговременного прохождения медицинского осмотра.

По закону для поступления в образовательное учреждение по результатам медицинского осмотра заполняется специальная форма. Для этого проводятся профилактические осмотры врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом, ортопедом, стоматологом, гинекологом/урологом, психиатром, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). Выполняется клинический анализ крови и мочи, ЭКГ.

Если ребёнок наблюдается с хроническими заболеваниями, в карте должна быть запись врача, у которого он состоит на диспансерном учёте.

Кроме заключения врачей и результатов анализов, в карту вносятся сведения об иммунизации ребёнка. Постарайтесь проконсультироваться с вашим педиатром заранее, часть вакцинаций может быть не завершена. Возможно, вы примете решение выполнить прививки, которые не входят в Национальный календарь прививок. Например, вакцинацию от ветряной оспы и менингококковой инфекции. Проведение иммунизации занимает время, позаботьтесь об этом заранее.

Для профилактики заболеваний в период адаптации и укрепления здоровья ребёнка:

  • следите за температурой и увлажнённостью воздуха в доме;
  • закаляйте ребёнка;
  • ежедневно давайте профилактическую дозу витамина D;
  • ежедневно гуляйте и обеспечивайте сбалансированное питание.

Заблаговременно стоит позаботиться о прививании необходимых навыков, выстраивании подходящего режима дня. - Постепенно постройте режим дня, как в садике. Подъём, приёмы пищи, дневной сон должны совпадать по времени с распорядком дня в саду. Стабильный режим поможет избежать стресса в период адаптации. - Постарайтесь готовить блюда «садиковой» кухни. Каши, супы, запеканки должны быть знакомы малышу ещё дома. - Приучайте есть самостоятельно с помощью столовых приборов, пить из кружки. - Осваивайте горшок. К 3 годам приучайте ребёнка ухаживать за собой. Учите раздеваться и одеваться.

Заранее рассказывайте о посещении сада как о предстоящем новом этапе в жизни малыша. Разговоры про садик должны быть только в позитивном ключе. Говорите, как много друзей у него появится, как здорово и весело играть с ними, сколько всего интересного его ждёт. Для детей, вступивших в период «я сам», поможет разговор о том, что теперь малыш совсем большой и будет ходить на свою «работу», совсем как папа и мама. Отличные помощники в этом вопросе книги про сад.

За пару недель до начала посещения сада начинайте гулять около него. Такие прогулки стоит подкреплять разговорами про сад.

Можно знакомить малыша с садиком через игру. Устраивать детский сад для игрушек. Пусть карапуз выберет воспитателя или лучше сам станет им и будет кормить, укладывать, водить на прогулку свои игрушки.

Приучите ребёнка к нахождению без мамы и повысьте его социализацию. Если ребёнок практически постоянно находится только с мамой, необходимо заблаговременно расширять его круг общения со взрослыми.

Подобные действия помогут малышу «тренироваться» быть без мамы и облегчат привыкание к расставанию с ней. Для социализации малыша старайтесь больше гулять на детских площадках, посещать развивающие центры. Благодаря этим действиям, малыш научится играть и общаться с другими детьми.

Изменения в поведении ребёнка в первые дни адаптации

В период привыкания к детскому саду организм малыша находится в напряжении.

Стресс выливается в изменения поведения ребёнка, такие как: - нарушения сна: трудности с засыпанием, частые пробуждения, вскрикивания по ночам; - снижение аппетита или временный отказ от еды; - эмоциональный негативизм: капризность, плаксивость, агрессия. А, возможно, наоборот, отстранённость и апатия; - временная утрата навыков и умений. В период адаптации в детском саду могут случаться промахи в туалетных делах у малышей, приученных к горшку. Дети, свободно владеющие столовыми приборами, могут в период адаптации отказаться есть самостоятельно; - снижение иммунитета. Простудные заболевания в период адаптации — нередкое и закономерное явление. Малыш имеет большую инфекционную нагрузку, находясь в стрессе привыкания.

Все перечисленные изменения в поведении или состоянии малыша временные и нестойкие. Они отражают стресс, который ребёнок переносит, привыкая к новым условиям. Со временем ребёнок адаптируется и станет прежним.

Если вы заметили выраженные, стойкие изменения поведения и самочувствия малыша, стоит обсудить их с педиатром.

Каждый ребёнок индивидуален, и течение периода адаптации к детскому саду протекает по-разному. Одни ребята быстро находят общий язык со сверстниками и быстро приспосабливаются к новым условиям, другие, наоборот, очень привязаны к маме, и им требуется больше времени для привыкания.

Психологическая адаптация к детскому саду: виды

Выделяют лёгкую, среднюю и тяжёлую адаптацию к детскому саду.

Лёгкая адаптация

Длится 2–4 недели.

Признаки лёгкой адаптации к детскому саду:

  • ребёнок быстро находит общий язык с воспитателями и другими детьми;
  • ребёнок не плачет при расставании с родителями;
  • ребёнок соблюдает режим детского сада без напряжения, свободно засыпает и хорошо ест.

Средняя адаптация

Адаптация средней степени тяжести продолжается до 45 дней.

Для неё характерно:

  • Ребёнок плачет, иногда случаются истерики при расставании с родителями. Однако при этом малыш быстро успокаивается и отвлекается на игру.
  • Ребёнок контактирует с воспитателем и детьми.
  • Ребёнок соблюдает режим и распорядок дня.
  • У ребёнка возможны 1–2 эпизода лёгких простудных заболеваний.

Тяжёлая адаптация

Тяжёлая адаптация встречается достаточно редко. Её продолжительность более 2 месяцев.

Для малыша, имеющего тяжёлую адаптацию, характерно:

  • тяжёлое расставание с родителями: истерики, слёзы на всём протяжении периода привыкания;
  • отсутствие контакта со сверстниками, воспитателем;
  • снижение аппетита или отказ от еды;
  • отказ от сна в садике, нежелание ложиться в кроватку;
  • агрессия или безразличие к другим детям, происходящему в группе.

Медицинская адаптация

Помимо психологической адаптации, стоит выделить медицинскую адаптацию в детском саду — привыкание организма к новым условиям и возможность противостоять болезнетворным микробам. Ни для кого не секрет, что начало посещения детского дошкольного учреждения связано с частыми респираторными заболеваниями у детей.

Малыши встречаются с множеством незнакомых вирусов и бактерий, которые раньше им были не знакомы, обмениваются ими. Нужно время для того, чтобы ребёнок выработал себе иммунитет и организм мог защититься.

Для медицинской адаптации отводится больше времени, чем для психологической.

Считается допустимым если у ребёнка:

  • в первый год посещения сада случается 8–12 эпизодов респираторных заболеваний;
  • на втором году: 6–10 эпизодов;
  • на третьем году: 4–8 эпизодов.