Опубликовано 21 августа 2023, 10:24
2 мин.

Россиян позвали в государственные соседские чаты. Чем они лучше обычных?

На платформе «VK Мессенджера» запустили соседские чаты, сообщили «Известия». Они интегрированы в приложение «Госуслуги.Дом». А уже на него возложена задача — стать единым окном для решения любых коммунальных вопросов жителей. Всё это — совместная разработка Минстроя и Минцифры. Причём ведь в России уже есть соседские чаты, зачем новые? Рассказываем.
Freepik/Drazen Zigic

Freepik/Drazen Zigic

Государственные домовые чаты в России

Зачем нужен госчат дома

Предполагается, что жители смогут обсуждать любые вопросы, касающиеся дома, предлагать идеи по его улучшению, проводить опросы для формирования общей позиции.

Как попасть в чат

Доступ к государственному чату соседей получит только проверенный собственник квартиры. Он должен будет подтвердить, что действительно живёт по тому или иному адресу.

Кто уже пользуется таким чатом

Пилотный проект запустили в Санкт-Петербурге, Архангельской, Калужской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Челябинской областях и ХМАО.

Чем особенно приложение «Госуслуги.Дом»

Во-первых, оно интегрировано с ГИС ЖКХ — это государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Во-вторых, позволяет решить любые вопросы ЖКХ в одном месте. К примеру:

  • оплатить квитанцию за жилищно-коммунальные услуги;
  • передать показания счётчиков;
  • связаться со своей управляющей компанией;
  • подать заявку о неполадках в квартире, подъезде, доме, на придомовой территории;
  • узнать о сроках проведения капитального ремонта;
  • принять участие в общедомовом собрании онлайн.

Общедомовые чаты уже есть — зачем ещё

По словам аналитика «Народного фронта» Павла Склянчука, чаты, созданные на базе иностранных мессенджеров, не настолько хороши по 3 причинам :

  • не гарантируют безопасность персональных данных;
  • переписка с представителями управляющих компаний не имеет юридического статуса;
  • в них могут распространять ложную информацию.

Соответственно, все эти проблемы и решат государственные соседские чаты.

И всё равно возникает вопрос, а а зайдёт ли новинка жильцам? Ведь все привыкли к тем чатам, которые уже есть. Эксперты сходятся во мнении, что россияне перейдут в один чат — государственный.

Во-первых, сразу понятно, куда писать при любой проблеме. Сейчас же много чатов в разных мессенджерах и соцсетях, и сориентироваться, куда обращаться, чтобы точно помогло, порой трудно, считает замгендиректора УК «Аструм-Москва» девелоперской группы компаний «Гранель» Валентина Тугушева.

Во-вторых, люди начнут не просто обсуждать проблему в чатике, а получать результат. Для этого в госчате должны быть представители управляющей компании или застройщика, отметил директор по продажам федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.

А что будет со старыми домовыми чатами

По этому поводу ни в Минстрое, ни в Минцифры не высказывались. Но Зайцев, например, считает, что логично интегрировать уже существующие соседские чаты с «Госудсуги.Дом».

Спецсчета для оплаты коммуналки

Скоро привычная россиянам система оплаты коммунальных услуг может кануть в лету. В Минстрое разрабатывают новую — со специальными счетами.

Благодаря ей жильцы наконец смогут видеть (и не раз в год), по назначению ли управляющая компания (УК) использует оплаченные ими деньги. Ну а сами УК больше не смогут свободно распоряжаться кровными россиян, и это отлично, так как они не всегда тратят их по назначению.

Со спецсчетами им позволят лишь переводить деньги ресурсоснабжающим организациям, то есть тем, кто поставляет воду, электричество и тепло.