Опубликовано 17 августа 2023, 15:40
2 мин.

Российские авиакомпании лишатся «авиационнного SWIFT». Чем это грозит?

Осенью российские авиакомпании могут отключить от системы SITA, узнал РБК. Её ещё называют «авиационным SWIFT», так как принцип работы там такой же, как и у при передаче информации между банками. В SITA данными обмениваются авиалинии и аэропорты — это сведения о рейсе, пассажирах, багаже и т. д. Не станет ли россиянам опаснее летать после отключения России от зарубежного канала? Власти говорят, что перевозчики перейдут на отечественный аналог.
Российские авиакомпании лишатся «авиационнного SWIFT». Чем это грозит?

Аналог SWIFT в авиации. Почему его отключают

Швейцарская компания Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes (SITA) — международный провайдер услуг для гражданской авиации. По её телекоммуникационным каналам участники авиарынка по всему миру обмениваются информацией. Основные пользователи — аэропорты и авиаперевозчики. Решения SITA задействованы на 90% всех международных авиарейсов.

По данным РБК, уже в конце сентября 2023 года российские перевозчики не смогут передавать через шлюзы SITA информацию о рейсах, пассажирах и багаже в аэропорты других стран. Зарубежным перевозчикам тоже достанется. Один из источников издания заявил, что они перестанут получать информацию через канал SITA от российских аэропортов.

Причиной отключения называют санкции Запада. Большинство зарубежных компаний под давлением санкцией вынуждены прервать сотрудничество с российской авиаотраслью, сказал изданию представитель Минтранса. Многие сервисы SITA не работают в России с 2022 года.

Станет ли опаснее летать

В Минтрансе успокаивают: о ситуации с SITA министерство в курсе, и сейчас идёт переход на альтернативные каналы связи.

«Для большинства государств, в которые осуществляются международные полёты, этот вопрос решён, с остальными же продолжаются переговоры с авиационными властями», — сказали журналистам в ведомстве.

Идея заключается в переходе российских аэропортов на отечественный софт для обслуживания любых авиакомпаний. Один из вариантов — система информационного обеспечения полётов беспилотных воздушных судов (RUTM1) от российской компании Astra.

Гендиректор IT-компании ОРС, разрабатывающей решения для авиарынка, Александр Сизинцев уверен, что отключение от SITA никак не отразится на пассажирах, изменений они не заметят. По его словам, авиакомпании и российские аэропорты, участвующие в обслуживании международного пассажиропотока, смогут использовать альтернативные российские решения для обмена данными. К тому же многие страны пользуются не только SITA, но и другими программами.

Проблемы с запчастями

Из-за санкций у авиаотрасли сейчас проблемы и посерьёзнее обмена информацией. Ранее Ространснадзор узнал, что самолёты в России стали массово летать с просроченными запчастями. А новые детали в условиях международных ограничений достать не так уж легко.

По этой причине уже осенью 2023 года авиабилеты за рубеж для россиян подорожают на 40%, предупреждал совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев.