Опубликовано 21 августа 2023, 22:10
3 мин.

Родителей призвали серьёзно отнестись к синдрому дефицита внимания у детей. И вот почему

Синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня диагностируют примерно у 10% детей. Это нарушение описано в Международном классификаторе болезней (МКБ-11). Но далеко не все ещё воспринимают его всерьёз. Детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова рассказали о заблуждениях, связанных с этим диагнозом.
Родителей призвали серьёзно отнестись к синдрому дефицита внимания у детей. И вот почему

© Stable Diffusion

Миф 1. Нет никакого СДВГ, есть плохое воспитание

СДВГ нельзя путать с нежелательным поведением у детей вроде капризности, избалованности, лени и т. п. При этом нарушении у человека с раннего возраста возникают трудности в развитии, которые никак не связаны ни с воспитанием, ни с мотивацией. Отставание может быть в языке и речи, крупной и мелкой моторике, академических навыках.

Миф 2. СДВГ — всего лишь очередной модный диагноз

СДВГ известен с давних времён. Симптомы этого нарушения впервые были описаны ещё в 1775 году. Немецкий врач Мельхиор Адам Вейкард назвал это расстройство «недостатком внимания». МКБ-10 определяла СДВГ как «гиперкинетический синдром». Проблема гипердиагностики действительно есть, но это не значит, что к синдрому надо относиться несерьёзно.

Миф 3. Все дети — непоседы, это не нарушение

Диагноз «СДВГ» ставится не только на основании того, что ребёнок кажется слишком активным. Для детей до 16 лет используют критерий шести и более признаков синдрома. Для подростков старше 16 лет достаточно пяти критериев. Среди клинических проявлений СДВГ у дошкольников, например, отсутствие страха перед потенциальной опасностью, частые продолжительные истерики и приступы гнева, трудности с адаптацией к новым людям и среде. Важный показатель: несколько симптомов должны проявиться у ребёнка до 12 лет, присутствовать в двух или более условиях и снижать качество жизни.

Миф 4. В том, что у ребёнка СДВГ, виноваты родители

Учёные пока не выяснили, почему развивается такое расстройство, как СДВГ. Однако известно, что риски выше, если родители курят или употребляют алкоголь. Выраженность симптомов может усиливать низкий социальный статус семьи, физическое и психологическое насилие над ребёнком. Риски повышает даже низкое содержание жиров омега-3 в организме.

Миф 5. Все проблемы из-за гаджетов

СДВГ — это врождённое нарушение, поэтому пользование гаджетами никак не может повлиять на его возникновение. Однако если ребёнок зависает перед экраном дольше чем на два часа в день, его способности концентрироваться на задаче действительно могут снижаться, а ещё он может стать более раздражительным. В большей степени это касается телевизора, но и бессистемное использование смартфона, планшета или компьютера вне коммуникативных и развивающих контекстов может сыграть свою роль.

Миф 6. Все проблемы из-за сладкого

Исследования не подтвердили, что чрезмерное употребление сахара приводит к СДВГ. При этом рекомендации медиков относительно сладкого не меняются: детям до 2 лет вообще нельзя давать продукты с добавленным сахаром, а тем, кто постарше, и взрослым его нужно ограничивать, чтобы не было проблем со здоровьем.

Миф 7. СДВГ бывает только у мальчиков

По статистике, в детстве на 3 мальчиков с СДВГ приходится 1 девочка. Однако с возрастом разрыв уменьшается. Причина может быть в том, что у девочек чаще встречается синдром дефицита внимания без гиперактивности. Такая форма менее заметна окружающим.

Миф 8. СДВГ бывает только у детей

Действительно, с возрастом проявления СДВГ снижаются. Однако дефицит внимания, импульсивность и эмоциональные нарушения остаются. Во взрослой жизни такие люди более подвержены риску несчастных случаев, ДТП, разного рода зависимостям, конфликтам на работе и т. п. А ещё они часто не задерживаются подолгу на одном месте работы.

Миф 9. При СДВГ помогут только таблетки

Для детей до 6 лет рекомендованы только поведенческие стратегии вмешательства, без медикаментов. К лечению привлекают разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров. Единого алгоритма нет — набор методов зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и его специфических трудностей. Специалисты при этом работают не только с ребёнком, но и его родителями.