Трудно читать и писать? Возможно, у вас дислексия
Дислексия — нарушение способности к чтению, когда мозг не может в полной мере распознавать и обрабатывать символы, поэтому возникают трудности с восприятием увиденного или услышанного. О том, почему развивается дислексия, по каким симптомам понять, что это она, и как жить с этим заболеванием, рассказал «Секрету фирмы» врач-психиатр Lahta Clinic Артём Ефремов.
© Stable Diffusion
Что такое дислексия
Дислексия — это нарушение нейроразвития, которое проявляется выраженными сложностями в освоение навыков чтения и письма. Важно, что степень нарушений значительно отличается от общевозрастных показателей темпов освоения этих навыков.
Кто болеет дислексией и какие её симптомы
Расстройство возникает как у девочек, так и у мальчиков, однако, по данным некоторых исследований, у мальчиков чуть выше частота встречаемости нарушений обучения.
Исследователям до конца не известны все факторы, влияющие на риск развития дислексии. О чём можно говорить точно, так это о влияние наследственности (если у родителей есть трудности в обучении, риск возникновения схожих проблем у детей выше), а также прямой зависимости от внешних факторов. Например, низкой социально-экономической обстановки в семье.
Профилактика дислексии направлена на раннюю диагностику нарушений, разработку программ обучений на всех этапах взросления ребёнка, улучшение экономического состояния семей, позволяющих родителям больше времени проводить с детьми, уделяя достаточно времени обучающим процессам.
Симптомы дислексии — значительные и стойкие трудности в учёбе.
Например, при освоении навыка чтения — сложности в правильность прочтения слов, трудности в беглости чтения, затруднение в понимание прочитанного. Степень освоения навыков чтения заметно ниже ожидаемых для конкретного возраста и общего уровня интеллектуального развития ( это отражается на академической успеваемости, сложности в бытовой деятельности, например, чтение указателей, игровой деятельности).
Нарушение развития навыков впервые проявляется на начальных этапах школьного обучения, то есть становится заметно в первых классах или даже в старших группах детского сада, а никак не в средней или старшей школе.
Расстройство не является следствием нарушения интеллектуального развития, поражений органов чувств (зрения или слуха), неврологических или моторных нарушений, не связано с недоступностью образования, низким уровнем владения языком, на котором ведётся обучение, или неблагоприятными психосоциальными факторами.
Диагностика дислексии и что с ней делать
Обычно впервые трудности замечают родители или педагоги. Затем логопеды/дефектологи проводят диагностику. И, если есть необходимость в подтверждении диагноза, подключаются психиатры.
После установки диагноза важно создать ребёнку индивидуальный план обучения.
Это может быть обучение в обычной среде плюс дополнительный индивидуальный план занятий, либо полностью индивидуальный план обучения с целью коррекции нарушений в дефицитных сферах.
Для облегчения жизни себе (как родителю или как человеку, имеющему нарушения в освоении учебных навыков) важно вовремя обозначить имеющиеся трудности и начать их корректировать с детства.