Российский суд признал эмодзи с большим пальцем вверх равносильным подписи
В центре этой истории — известное жёлтенькое эмодзи и двое российских предпринимателей, которые заключили договор купли-продажи. Исполнитель нарушил срок поставки, а второй подал на него в суд — всё упиралось в отсутствие дополнительного соглашения. Но точку поставила переписка в WhatsApp — в итоге допсоглашения и не потребовалось.
Как в России эмодзи оказалось подписью
Март, 2022 год. Два индивидуальных предпринимателя Арутюнян и Руденко заключают договор купли-продажи. Задача последнего — поставить мобильный торговый киоск в виде ретрофургона. Но не любого, а Volkswagen T — в цветах, которые утвердят дополнительным соглашением.
Цена вопроса — 685 000 рублей, задаток — 479 500 рублей. Срок — до 30 июня 2022 года.
Что происходит дальше: фургона в установленный срок на месте нет, Арутян просит вернуть задаток. А Руденко ей объясняет, что не успел закончить работу, ведь допсоглашение о цветах так и не составили. То есть в какой красить-то?
В итоге Арутюнян подала иск о взыскании 480 000 рублей, плюс процентов за пользование чужими деньгами. Суд одобрил неосновательное обогащение в размере этой суммы и проценты в размере 27 500 руб.
Руденко обжаловал решение в Арбитражном апелляционном суде в Ростове-на-Дону. Он объяснил, что условия по утверждению цвета киоска относятся к предмету договора, а в договоре есть прямое указание о том, что необходимо заключить допсоглашение, а без согласования цветов нижней и верхней части киоска он физически не мог закончить работу над фургоном.
Но суд ознакомился с перепиской двоих ИП о цвете фургона в WhatsApp. Руденко написал: «Хорошо, жёлтая полоска на белом фоне». В ответ ему пришло: 👍.
«Данный знак в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает «хорошо», — сказано в постановлении суда.
По мнению юриста Ильи Русяева, решение суда по этому делу законно, так как речь не о заключении сделки с помощью эмодзи — суд руководствовался всеми нормами Гражданского кодекса, а факт отправки эмодзи рассматривался в совокупности с другими фактическими обстоятельствами дела.
«Изначально стороны подписали полноценный договор купли-продажи, где прописали, что могут общаться в мессенджере с конкретными номерами. Эмодзи послужило лишь подтверждением их договорённости», — объяснил он.
Русяев считает, что суд сделал вывод, что ответчик заинтересован исполнить контракт, так как получил аванс, и поэтому если у него были какие-то вопросы по деталям, он должен был уточнить их заранее, ещё до истечения срока поставки.